Слушаю разных умных людей, на тему причин революций в Российской Империи начале 20 века. В частности, довольно тяжёлое положение русского крестьянства. А в качестве одной из причин этого самого тяжёлого положения называется малоземелье — то-есть, наличие у крестьянина только небольшого надела земли. В некоторых местностях средний участок крестьянской земли составлял около 1 десятины (чуть более 1 гектара, это 2.7 акра или же примерно 110 “соток”).
Учитывая крайне низкий уровень сельского хозяйства того времени, на одном гектаре особо не разбежишься. Это ж не один гектар, на всю катушку дающий тебе урожай пшеницы каждый год. Надо же заниматься севооборотом и прочим трёхпольем, и нормально развитых интенсивных, вместо экстенсивных, методов ведения хозяйства, тогда не было. Как и нормальных удобрений, сельхозтехники, и всякого прочего.
Но удивило меня не само малоземелье, а его причины. А причина проста — в крестьянской семье каждый сын наследовал равную долю земельного участка, который в течение буквально нескольких поколений дробился тем самым на всё более мелкие осколки.
Я одного тут понять не могу — а почему в России не было примогенитуры, иначе сказать, первородства(системы, когда наследник один — старшый сын)? Ведь очевидный же, относительно, выход из положения. Вон в Англии — земля доставалась старшему сыну, средний шёл на военную службу или в промышленники, а младший — в священники, купцы, и далее по алфавиту. Землю не смей трогать и дробить, земля — это святое. И никакого малоземелья.