Брехня всякая

В чём вооб­ще раз­ни­ца меж­ду левы­ми и пра­вы­ми? У людей мно­го раз­ных отве­тов на этот вопрос, и в основ­ном они невер­ные. Меж тем, всё про­ще.

Левые — сто­ят за равен­ство.

Пра­вые — сто­ят за иерар­хию.

Если мы пой­дём даль­ше впра­во, мы упрём­ся в расизм, фашизм, и про­чие весё­лые вещи. Иерар­хия будет у нас с само­го нача­ла — по рож­де­нию, по расе, про­ис­хож­де­нию и фор­ме носа.

Если же мы пой­дём до упо­ра вле­во, мы упрём­ся в обес­пе­че­ние равен­ства, осо­бен­но равен­ства резуль­та­тов — любой ценой, в том чис­ле и иску­ствен­ным созда­ни­ем пере­вёр­ну­тых иерар­хий, осно­ван­ных на неко­ей груп­по­вой при­над­леж­но­сти инди­ви­дов. Как ни стран­но, но дой­дя до сво­ей край­но­сти лева­ки тоже ста­но­вят­ся фаши­ста­ми.

Исти­на, конеч­но, ни с того, ни с дру­го­го краю.

Одна­ко, лич­ный опыт гово­рит, что даже в ком­му­ни­сти­че­ских обще­ствах иерар­хия была и есть. Я более ска­жу — даже в при­ми­тив­ных обще­ствах она неис­тре­би­ма. Кто-то луч­ший охот­ник, кто-то луч­ший рыбо­лов, а кто-то кру­че всех шьёт порт­ки из мамон­та.

Более того, иерар­хия необ­хо­ди­ма не толь­ко для того, кто нахо­дит­ся свер­ху неё, но и людей абсо­лют­но посто­рон­них. Если мне надо покра­сить дом, я хочу най­ти чело­ве­ка, кото­рый мне покра­сит его хоро­шо. А это авто­ма­ти­че­ски озна­ча­ет, что если мне надо каче­ство, то маляр будет нахо­дит­ся бли­же к вер­шине иерар­хии маля­ров, чем к её низу, и будет тре­бо­вать за свои услу­ги соот­вет­ству­ю­щую пла­ту.

А если бы этой иерар­хии не было? Что, все маля­ры бра­ли бы оди­на­ко­вые день­ги? И что, абсо­лют­но все маля­ры рабо­та­ли бы оди­на­ко­во хоро­шо? «Чор­та с два» — гово­рит нам лич­ный опыт. Ибо ска­за­но: как запла­че­но, так и зафу­га­че­но. Да и чело­ве­ку бед­но­му было бы не най­ти маля­ра по кар­ма­ну.

Поэто­му левые идеи об абсо­лют­ном все­об­щем равен­стве (осо­бен­но — равен­стве резуль­та­тов) мне не близ­ки. Нету его, это­го равен­ства. Раз­ные мы — и каж­дый нахо­дит­ся внут­ри сво­ей иерар­хии. Не вижу в этом ниче­го предо­су­ди­тель­но­го — иерар­хии необ­хо­ди­мы для жиз­ни, вне зави­си­мо­сти от того, счи­та­ем ли мы их пло­хи­ми или хоро­ши­ми.

Но есть вещи, в кото­рых, тем не менее, иерар­хии менее при­ем­ле­мы, чем в дру­гих.

Я не счи­таю доступ к базо­во­му меди­цин­ско­му обслу­жи­ва­нию вещью, в кото­рой при­ем­ле­ма иерар­хия. Я не счи­таю, что сер­деч­ный при­ступ дол­жен быть осно­ва­ни­ем для банк­рот­ства. Нака­чи­ва­ние сисек сили­ко­ном — да, в этом иерар­хия при­ем­ле­ма. А базо­вая совре­мен­ная меди­ци­на, не экс­пе­ри­мен­таль­ные лече­ния меди­цин­ских слу­ча­ев один на мил­ли­он — в ней иерар­хии быть не долж­но. Да, пусть в жопу не целу­ют, лежат в общих пала­тах без лич­ных мед­се­стёр, и лечат­ся дже­не­ри­ка­ми. Но пусть лечат­ся.

Я так­же не счи­таю доступ к пра­во­су­дию вещью, в кото­рой долж­на быть иерар­хия. Итог судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства не дол­жен зави­сеть толь­ко от кру­тиз­ны адво­ка­тов, а судеб­ные издерж­ки, опять же, не долж­ны ста­но­вить­ся осно­ва­ни­ем для банк­рот­ства. Равен­ство перед зако­ном уже само­цен­но.

Ну и ещё есть подоб­ные вещи, все тут не пере­чис­лить.

Одна­ко. Основ­ная про­бле­ма совре­мен­ных аме­ри­кан­ских пра­вых нын­че в том, что они не могут пред­ло­жить ника­ко­го раз­ви­тия. Кон­сер­ва­тизм не само­це­нен. Все­ми сила­ми защи­щать ста­тус-кво — идея откро­вен­но про­иг­рыш­ная, пря­мой путь к выгреб­ной яме исто­рии.

Мне непо­нят­но, поче­му един­ствен­ное, что пред­ло­жи­ла рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия, кото­рая вро­де как пра­вая, это «вер­нуть всё взад». И я за это не голо­со­вал.

Вер­нуть всё взад это не стра­те­гия раз­ви­тия. Это стра­те­гия похо­рон соб­ствен­ной стра­ны. Поэто­му вот хошь не хошь, а если пра­вое дело не хочет уйти на задвор­ки, ему при­дёт­ся при­ду­мать что-то новое.

Как по мне, иерар­хии это хоро­шо, но иерар­хии нико­гда не долж­ны быть ста­тич­ны­ми. Для про­дви­же­ния вверх (и вниз — это тоже полез­но) в стране долж­ны быть хоро­шо рабо­та­ю­щие соци­аль­ные лиф­ты. Как имми­грант, начав­ший на эта­же с номе­ром минус один, и непло­хо эти­ми соци­аль­ны­ми лиф­та­ми вос­поль­зо­вав­ший­ся, я хотел бы под­дер­жи­вать их в пре­крас­ном рабо­чем состо­я­нии. Поче­му бы пра­вым не сде­лать акцент на этом? «Помочь тем, кто хочет помочь себе сам». От нас, пра­во, не убу­дет.

Погля­дим к 2024 году.