Когда я был ещё подростком, и мы смотрели американские боевики, мы недоумевали — почему все разборки происходят на территории каких-то заброшенных заводов (см. Робот-полицейский)? А её просто реально очень много, такой заброшки. Примерно до 1960 годов выплавка чугуна и стали была одним из основных методов, которым в штате Алабама зарабатывали деньги. Потом на рынок пустили Японию, и американская сталь с японцами конкуренции не выдержала. Большинство заводов позакрывались, и от них остались только старые заброшенные цеха. Последнюю домну остановили в 2015 году. Теперь можно там снимать боевики 🙂
Но как много, всё же, в Алабаме железной руды. У нас почти вся почва, особенно в северной части штата, красноватая. В некоторых местах руда выходит прямо на поверхность. Если в этом месте есть вода, то создаются т.н. “ржавые болота”. Вчера гуляли по местному парку, там как раз такое место есть.
В средние века в таких местах собирали грунт, закладывали вместе с древесным углём в сыродутную печь, и выплавляли железо. “Выплавляли”, правда, это не вполне точное слово. Сыродутная печь не развивает таких температур, и получается не жидкий металл, а губчатая крица. Из которой потом надо долго выковывать шлак, чтобы получить что-то относительно нормальное. Сталь как в древних японских катанах, они её тоже в сыродутной печи (“татара”) делали. Многократная проковка и дифференциальное закаливание с красивыми хамонами — это не от хорошей жизни.