Разгребали всякий хлам

На рабо­те про­во­ди­ли гене­раль­ную убор­ку. Спи­сы­ва­ли вся­кую ста­рую хрень, типа древ­них ноут­бу­ков и про­че­го.

Как обыч­но, обна­ру­жи­ли несколь­ко кор. есов!*

Тоси­ба, сде­ла­но в Япо­нии. До сих пор, поди, рабо­та­ет, если най­ти что-то древ­нее, где этот кон­трол­лер есть.

Заод­но ска­жу ещё, что совре­мен­ные ком­пью­те­ры прак­ти­че­ски во всех обла­стях ста­ли намно­го прак­тич­нее и удоб­нее. И дале­ко не толь­ко в плане дру­же­ствен­но­сти интер­фей­сов. Они и внут­ри ста­ли намно­го про­ще для сбор­ки и ремон­та. Вот возь­мём, напри­мер, разъ­ёмы, про кото­рые толь­ко что напи­сал дру­же­ствен­ный жур­нал. Срав­ним, что было внут­ри AT-шно­го ком­па, из кото­ро­го выта­щи­ли этот дис­ко­вод, чисто по разъ­ёмам?

Нач­нём с пита­ния на AT мате­рин­ской пла­те. Кто их пом­нит? Зна­е­те, что там было пло­хо? Пло­хо там было то, что их было два, и воткнуть их мож­но было в про­из­воль­ном поряд­ке. И если воткнуть не так, то из пла­ты мог вый­ти вол­шеб­ный белый дым, на кото­ром вся элек­тро­ни­ка рабо­та­ет. Запом­нить было, впро­чем, доста­точ­но про­сто — ч0рные про­во­да (зем­ля) — в цен­тре.

А теперь у нас ATX 2.0 — ну, тоже не иде­ал, но его хотя бы воткнуть непра­виль­но без кувал­ды слож­но.

Потом были кабе­ли PATA. Вот где было кон­цен­три­ро­ван­ное зло. 40 кон­так­тов — это дофи­га: они все­гда вхо­ди­ли очень туго (боль­ше кон­так­тов — боль­ше сопро­тив­ле­ние). На более новых пла­тах разъ­ёмы на пла­те хотя бы име­ли соот­вет­ству­ю­щие выре­зы в пласт­мас­се, так что воткнуть кверх нога­ми было слож­но. А на ста­рых надо было вни­ма­тель­но гля­деть, с какой сто­ро­ны тек­сто­лит под одним кон­так­том был мар­ки­ро­ван белой точ­кой — это был кон­такт №1, и крас­ную полос­ку сбо­ку кабе­ля надо было рас­по­ла­гать с этой сто­ро­ны. Ну и про master/slave и про­чее насле­дие про­кля­тых белых экс­плу­а­та­то­ров не забу­дем.

А щас у нас SATA, кра­со­та! Воткнуть его непра­виль­но — ну опять же, толь­ко с кувал­дой. И вдум­чи­во курить пере­мыч­ки на дис­ках тоже не надо. А ещё эти пере­мыч­ки не вез­де рабо­та­ли оди­на­ко­во. У неко­то­рых про­из­во­ди­те­лей (Maxtor и Seagate, ЕМНИП), пере­мы­чек было не одна, а две. Смот­ри, не пере­пу­тай.

А совре­мен­ный M2 это вооб­ще щасье. И пита­ние, и дан­ные — вты­ка­ет­ся всё сра­зу.

Кста­ти, уди­ви­тель­ное дело, но разъ­ём дан­ных для изоб­ра­жён­но­го на кар­тин­ке кор. еса (5.25-дюймовый дис­ко­вод, если кто не зна­ет) был срав­ни­тель­но нор­маль­ным — лег­ко цеп­лял­ся, и имел вырез.

Не забу­дем про разъ­ёмы пита­ния для дис­ков — молекс это зло, блин. И хотя углы у него были ско­ше­ны, и воткнуть его непра­виль­но было непро­сто, но углы у него были ско­ше­ны недо­ста­точ­но — разъ­ём вхо­дил в розет­ку ров­но настоль­ко, что­бы ты решил, что вты­ка­ешь пра­виль­но. Ну, что­бы потом с весё­лым матер­ком осо­знать свою ошиб­ку.

И толь­ко один совре­мен­ный разъ­ём раз за разом вызы­ва­ет у меня при­сту­пы нена­ви­сти — это USB. Всё квад­рат­ное — ЗЛО. Это та же про­бле­ма, что и с молек­сом — лег­ко решить, что вро­де как вты­ка­ешь пра­виль­но, а потом мате­ришь­ся. Поэто­му я очень рад тому, что эта херь посте­пен­но про­па­да­ет и заме­ня­ет­ся USB‑C.

*кор. ес. — опе­чат­ка в инвен­та­ри­за­ци­он­ной опи­си иму­ще­ства звез­до­лё­та «Бас­тлер» из науч­но-фан­та­сти­че­ско­го рас­ска­за Эри­ка Рас­се­ла.