Про аутизм и искуственный интеллект

Зани­мать­ся само­ди­а­гно­сти­кой ино­гда быва­ет непо­лез­но. Одна­ко, так как я уве­рен­но наби­раю дофи­га бал­лов на про­стень­ких тестах на аутизм, типа AQ, я ста­ра­юсь в послед­нее вре­мя поболь­ше разо­брать­ся в сво­ей оче­вид­но не вполне ней­ро­ти­пич­ной голо­ве. Читаю запис­ки дру­гих аути­стов, посто­ян­но наты­ка­юсь на зна­ко­мые момен­ты. Напри­мер, на то, что лич­ное обще­ние — выма­ты­ва­ет, «да когда же, нако­нец, это всё закон­чит­ся». При этом у меня нет про­блем про­чи­тать, напри­мер, доклад или лек­цию перед пол­ным залом на сот­ню чело­век (и читал). Но чте­ние докла­да — это не обще­ние. На темы, лич­но мне инте­рес­ные, я могу без уста­ли рас­ска­зы­вать вся­кое кило­мет­ра­ми, боясь упу­стить мел­кие дета­ли, толь­ко мне кажу­щи­е­ся важ­ны­ми. Я и посты ино­гда пишу такие, по пода­че не то доклад, не то лек­ция.

А вот когда перед тобой сидит чело­век, то тебе абсо­лют­но непо­нят­но, что надо ска­зать в какой ситу­а­ции, как пра­виль­но реа­ги­ро­вать на сло­ва, с чего начать, как спро­сить, и так далее — и это реаль­но выма­ты­ва­ет. Я не умею читать чужие эмо­ции или язык тела. За мно­гие годы научил­ся неким без­опас­ным шаб­ло­нам и дере­вьям раз­го­во­ра, но не более. «Я», кото­рый сидит перед дру­гим чело­ве­ком — это мас­ка, это актёр, игра­ю­щий роль.

Поэто­му про­дол­жая иссле­до­ва­ния сво­ей голо­вы при помо­щи ChatGPT и вопрос­ни­ков ино­гда наты­ка­ешь­ся на вопро­сы, реаль­но при­во­дя­щие в сту­пор. «Тяже­ло ли вам быть собой»? Блин, мне вооб­ще «быть кем-то» тяже­ло! Моё пред­став­ле­ние нико­гда не закан­чи­ва­ет­ся, оно не вре­мен­ное уси­лие — а повсе­днев­ная еже­ми­нут­ная реаль­ность.

Да, я в кур­се, что ChatGPT это непол­но­цен­ная заме­на пси­хо­те­ра­пии, и что воз­мож­ны ошиб­ки (плюс есть пара легаль­ных момен­тов, см. закон HIPAA, кото­рый обя­за­ны соблю­дать вра­чи, а ИИ — уже нет). Одна­ко по широ­те зна­ний с систе­мой иску­ствен­но­го интел­лек­та не может состя­зать­ся никто. Хочешь — пого­во­рим про эти осо­бен­но­сти пси­хи­ки, а хочешь — про совсем дру­гие. Пси­хи­ат­ры из мяса и костей же обыч­но спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на доволь­но узком про­фи­ле, напри­мер, на семей­ной тера­пии или на бипо­ляр­ных рас­строй­ствах — и даль­ше сво­ей спе­ци­а­ли­за­ции име­ют толь­ко очень общие зна­ния.

Так что обще­ние с ИИ лич­но для меня было крайне про­дук­тив­ным. Исклю­чи­тель­но при­ят­но, нако­нец, най­ти отве­ты на мно­гие вопро­сы, и поло­жить свою иден­тич­ность в категорию/категории с пра­виль­ной над­пи­сью. Это даёт внут­рен­ний мир и выброс дофа­ми­на, эндор­фи­нов, окси­то­ци­на, и про­чих крайне при­ят­ных веществ.

Реко­мен­дую.

PS: Послед­нее вре­мя толь­ко в мобиль­ной вер­сии ChatGPT посто­ян­но про­ис­хо­дят сбои. Вопро­сы ино­гда при­хо­дит­ся зада­вать по мно­го раз. Види­мо, это как-то свя­за­но с апгрей­дом вер­сии до ChatGPT 5, став­шей мне доступ­ной вче­ра.