Очень люблю перечитывать Остапа Вишню, “Про ружжо”. Это такой совсем коротенький охотничьий рассказик, полный юмора, вроде как фельетон. Сам Остап называл подобный жанр “усмешкой”.
В нём есть интересный пассаж:
Есть еще один «сорт» ружжа — его любители специально заказывают для себя.
Это так называемая утятница.
Огромный ствол, страшенная ложа, силой набивают ее порохом и дробью, не несут, а везут к озеру, где осенью табунятся дикие утки.
И бахают.
Чтобы стрелять из утятницы, нужно уметь хорошо делать заднее сальто.
Утятница, положим, сама вам сальто сделает, но лучше выстрелить и сразу же самому делать сальто. Будет легче.
— Чего это вас так в три погибели скрючило? — спросил я у одного охотника.
— Э, это уже давно! Лет десять назад! Из утятницы стрельнул! Не разгибаюсь, не разгибаюсь, лет десять уже не разгибаюсь!
Решил найти, что же это за утятница такая. На русском — не нашёл нихрена. Но зато нашёл на английском. По-английски это называется punt gun. То-есть, “ружьё для плоскодонки”. Из такого ружья не стреляют с рук, его укрепляют на лодке, и тихонько наезжают на большую стаю уток. И ШМАЛЯЮТ. Такая штука может разом положить несколько десятков уток.
Вот так это выглядит:
С рук такой штукой не выстрелишь. Для осознания размеров:
Не вполне понятно, почему Остап в 1946 году описывает данные ружья, их благополучно к этому времени уже запретили, как наносящие слишком большой ущерб популяции диких уток. Я не знаю, как в других местах, а в нашем штате на уток запрещено охотиться с ружьём больше, чем 10-го калибра (и чорта рытого ты к нему найдёшь патроны в обычном оффлайновом ормаге).