Про полушария

У чело­ве­ка есть левое и пра­вое полу­ша­рия моз­га. Счи­та­ет­ся, что когда мы гово­рим, пишем, зани­ма­ем­ся мате­ма­ти­кой, то мы боль­ше задей­ству­ем левое полу­ша­рие, а когда зани­ма­ем­ся сози­да­тель­ной рабо­той, как-то игра на музы­каль­ных инстру­мен­тах или рисо­ва­ние, то пра­вое. Конеч­но, эти утвер­жде­ния в целом име­ют под собой поч­ву… но на деле во вре­мя любой рабо­ты, вне зави­си­мо­сти её типа, мы исполь­зу­ем оба полу­ша­рия, пусть даже какое-то в мень­шей, а какое-то в боль­шей сте­пе­ни.

Потом, есть мас­са вещей, тре­бу­ю­щих как ана­ли­ти­че­ских, так и твор­че­ских спо­соб­но­стей. Напри­мер, заня­тия гео­мет­ри­ей — это же сра­зу в оба лаге­ря надо. Или музы­каль­ная тео­рия — это част­ный слу­чай мате­ма­ти­ки, вооб­ще-то. Напри­мер, пере­де­лать мело­дию из тональ­но­сти ре-мажор в си-минор потре­бу­ет обо­их даро­ва­ний. А про­грам­ми­ро­ва­ние? Без кре­а­тив­но­сти про­грам­му не напи­шешь, а без ана­ли­ти­ки — не напи­шешь её хоро­шо.

Так что всё это… доволь­но услов­но.

Одна­ко лич­ные попыт­ки заня­тий отдель­ны­ми вида­ми твор­че­ской дея­тель­но­сти гово­рят мне о том, что зер­но исти­ны тут всё же есть. Напри­мер, я не умею рисо­вать, вооб­ще. Что-то схе­ма­тич­но изоб­ра­зить — да, а нари­со­вать, я не знаю там, лошадь — не могу, хоть рас­стре­ляй.

Одна­ко несколь­ко лет назад нашёл я тут инте­рес­ную кни­гу, про то, как научить­ся рисо­вать, и начал было делать упраж­не­ния для обу­че­ния изоб­ра­зи­тель­но­му искус­ству. В част­но­сти, самое глав­ное уме­ние для худож­ни­ка — это видеть изоб­ра­жа­е­мый пред­мет стро­го как скоп­ле­ние линий, а не как какие-то объ­ек­ты со смыс­ло­вой нагруз­кой. Так что в кни­ге гово­ри­лось посто­ян­но про то, что когда ты пыта­ешь­ся рисо­вать руку — надо оста­нав­ли­вать внут­рен­ний моно­лог про то, что это — рука. Это не «рука». Это мно­же­ство линий, и видеть их надо имен­но так; а хох­ма тут в том, что так как язык обра­ба­ты­ва­ет­ся левым полу­ша­ри­ем, а изоб­ра­же­ния — пра­вым, оста­нав­ли­вая язы­ко­вое осмыс­ли­ва­ние того, что рису­ем, мы отфут­бо­ли­ва­ем левое полу­ша­рие, и пыта­ем­ся пере­клю­чить­ся пре­иму­ще­ствен­но на полу­ша­рие пра­вое. Для дости­же­ния пол­ной нир­ва­ны с оста­нов­кой осмыс­ле­ния того, что рису­ем, одним из упраж­не­ний было пере­ри­со­вы­ва­ние рабо­ты Пикассо, до кучи пере­вёр­ну­той вверх нога­ми. Пикассо и без пере­во­ра­чи­ва­ния не до кон­ца поня­тен, про что, а уж с пере­во­ра­чи­ва­ни­ем осо­зна­ние «чего я тут рисую» отклю­ча­лось нафиг.

Вот этот рису­нок, порт­рет Иго­ря Стра­вин­ско­го пера Паб­ло Пикассо:

Пере­вер­ни­те его кверх нога­ми и пере­ри­суй­те. Очень может быть, что-то да вый­дет.

И вы зна­е­те, кое-чего у меня нача­лось полу­чать­ся, подвиж­ки опре­де­лён­но были. Рисо­вать, конеч­но же, мож­но научить­ся — в этом я теперь уве­рен. Да, уве­рен, пусть даже в резуль­та­те я всё это забро­сил: вот не прёт меня от рисо­ва­ния, и всё тут. Никто не рож­дён с уме­ни­ем рисо­вать, но если тебя от него прёт, ты будешь рисо­вать, рисо­вать, рисо­вать — и посте­пен­но это­му научишь­ся сам. Вот у меня пле­мян­ни­ца, любит рисо­вать. Так вот она не может не рисо­вать. При­дёт, сядет куда-нибудь в уго­лок с бума­гой и каран­да­шом, и рису­ет, рису­ет… С музы­кан­та­ми то же самое. Вот прёт их — и они будут это делать. А меня прёт от ком­пов — ну, вот я ими и зани­ма­юсь. И рисо­вать теперь и ней­рон­ки могут, а я рядом постою.

А недав­но наткнул­ся я на кар­тин­ку-тест, какой ты чело­век, какое полу­ша­рие у тебя пре­об­ла­да­ет — левое или пра­вое?

Тест очень про­стой, надо суметь уви­деть на кар­тин­ке одну вещь. Лич­но я на неё гля­дел-гля­дел, гля­дел-гля­дел, все гла­за про­гля­дел, но иско­мо­го так и не уви­дел, пока носом не ткну­ли. Вот такой вот «лево­по­лу­шар­ный» я. А пле­мян­ни­це той самой под­су­нул, она вооб­ще не думая, сра­зу же ткну­ла паль­цем в иско­мое. Мне аж завид­но ста­ло.

Коро­че, если поиск у вас зани­ма­ет менее трид­ца­ти секунд, вы чело­век твор­че­ский, «пра­во­по­лу­шар­ный». А если боль­ше, или вооб­ще не нашли — зна­чит, чело­век ана­ли­ти­че­ский, «лево­по­лу­шар­ный». Засе­кай­те вре­мя и смот­ри­те:

Ну как, нашли? И сколь­ко вре­ме­ни заня­ло?