Разговоры о де-факто (не де-юре) прекращении договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности велись очень давно. Тут надо отметить особо, что не все ракеты средней и меньшей дальности надо было ликвидировать, а только:
1. Способные нести ядерные боезаряды
2. Наземного базирования
То-есть, ракеты с ядерными боеголовками, но корабельного и авиационного базирования можно было иметь в полный рост.
Документально подтверждённое нарушение первыми отметили американцы, когда в 2008 году стало известно об испытаниях русской крылатой ракеты наземного базирования «Искандер», которой в соответствии с Договором не должно было быть. Русские сослались на то, что, мол, сами дураки — ибо крылатую ракету «Томагавк» можно было запустить теперь с земли тоже — с усовершенствованных наземных пусковых установок Марк-41. Хотя надо отметить, что при всей «возможности» — «Томагавк» из Марк-41 впервые полетел только в августе 2019 года, уже после расторжения ДРСМД де-юре.
Но не крылатые ракеты в основном волновали США. Зачем вообще был нужен Договор? Чтобы ликвидировать возможность нанесения ядерного удара с критически малым подлётным временем 8–10 минут. А крылатая ракета летит неспешно, значительнее медленнее, чем МКБР даже с намного большей дистанции.
Поэтому гвоздём в крышку гроба Договора стали не крылатые Искандеры с Томагавками, а появление русской баллистической ракеты РС-24 «Ярс» в 2009 году, так как по заключениям американских специалистов, эту ракету можно было легко модифицировать на среднюю дальность.
Время показало, что да, таки можно. В 2012 году вышла модификация «Ярса» под именем РС-26 «Рубеж», уже точно нарушившая Договор.
Забавно, конечно, что так долго Договор считался существующим. Ведь в 2012 уже было очевидно, что им можно подтереться. 7 лет, тем не менее, тянули кота за хвост, пока Рыжий Хам не поставил, наконец, вопрос ребром.
А недавно всем продемонстрировали эту же ракету, но с отпиленной первой ступенью, назвав изделие «Орешником». Во всяком случае, это мнение военных экспертов — «Орешник» это модификация «Рубежа», сиречь — «Ярса».
Всё снова хорошо у всех с ракетами средней дальности — у России офисияльно есть «Орешник», а у США — «Тёмный Орёл». Не знаю, правда, как у них с неядерными зарядами — для «Тёмного Орла» точность не пишут, а «Орешник», как и «Рубеж», попадает в круг диаметром 100 метров. Для термоядерного заряда это норм, а для неядерного такая точность совершенно недостаточна. Походу, стреляя болванками по «Южмашу», никуда, собственно, не попали. Что не сильно удивительно с таким разбросом.
В детстве, я помню, по новостям постоянно шла движуха про ракеты «Першинг» и «Першинг‑2». На второй круг, стало быть, пойдём.
Продолжаем наблюдения.