Про музыку

Когда я полу­чал бака­лав­ра, вто­рич­ная кон­цен­тра­ция у меня была на музы­ке. И опре­де­ле­ние музы­ки, дан­ное нам на самом пер­вом заня­тии (MU-101, Music Appreciation), гла­си­ло, что:

Музы­ка — это наме­рен­ная орга­ни­за­ция зву­ков, созда­ва­е­мых чело­ве­ком во вре­ме­ни, за исклю­че­ни­ем речи, обыч­но вклю­ча­ю­щая ритм, мело­дию, или гар­мо­нию.

То-есть, даже два чело­ве­ка, хло­па­ю­щих в ладо­ши в опре­де­лён­ном рит­ме — это музы­ка. Это, может быть, не очень инте­рес­ная музы­ка, но тем не менее, это музы­ка.

Клю­че­вое тут — «созда­ва­е­мых чело­ве­ком», имен­но поэто­му я и выде­лил эти сло­ва. То-есть, звук при­боя, при всей его рит­мич­но­сти — музы­кой не явля­ет­ся.

Как мне кажет­ся, мы сей­час нахо­дим­ся на неко­ем рас­пу­тье. Явля­ют­ся ли зву­ки, изда­ва­е­мые миди-сиквен­се­ром, музы­кой? Ну как бы да — миди-сиквен­сер-то был запро­грам­ми­ро­ван чело­ве­ком. А вот явля­ют­ся ли музы­кой созда­ния иску­ствен­но­го интел­лек­та? Тут уже грань силь­но раз­мы­та. Чело­век, без­услов­но, обу­чал ней­ро­сеть на суще­ству­ю­щем музы­каль­ном мате­ри­а­ле, закла­ды­вая в него некие пат­тер­ны музы­ки, но сам твор­че­ский про­цесс в ней­ро­се­ти уже про­ис­хо­дит авто­ном­но, по интер­пре­та­ции тек­сто­во­го промп­та. Таким обра­зом, эти зву­ки, явля­ют­ся созда­ва­е­мы уже не чело­ве­ком, а маши­ной. Сле­до­ва­тель­но, в узком опре­де­ле­нии музы­ки, музы­кой они уже не явля­ют­ся.

С дру­гой сто­ро­ны — если бы не чело­век, не было бы ника­ких ней­ро­се­тей, так что даже если силь­но опо­сре­до­ван­но — но чело­век тоже при­ни­мал тут уча­стие. Не могу я прид­ти к одно­знач­но­му отве­ту.

В‑общем, цита­та из бес­смерт­но­го «ПНС» тут как нель­зя к месту!

«На сто­ле рядом с ван­ной появи­лось отвра­ти­тель­ное суще­ство, похо­жее на ежа и на пау­ка одно­вре­мен­но. Эдик при­под­нял­ся и загля­нул на стол.
— Ах, — ска­зал он и сно­ва лег. — Это не жизнь. Это нежить. Раз­ве Кощей Бес­смерт­ный — это небел­ко­вое суще­ство?
— А что тебе надо? — спро­сил Кор­не­ев. — Дви­га­ет­ся? Дви­га­ет­ся. Пита­ет­ся? Пита­ет­ся. Раз­мно­жать­ся может. Хочешь, он сей­час раз­мно­жит­ся?
Эдик вто­рич­но при­под­нял­ся и загля­нул на стол. Еж-паук неук­лю­же топ­тал­ся на месте. Похо­же было, что ему хочет­ся идти на все четы­ре сто­ро­ны одно­вре­мен­но.
— Нежить не есть жизнь, — ска­зал Эдик. — Нежить суще­ству­ет лишь постоль­ку, посколь­ку суще­ству­ет разум­ная жизнь. Мож­но даже ска­зать точ­нее: посколь­ку суще­ству­ют маги. Нежить есть отход дея­тель­но­сти магов.»