И про вакцины

На слу­чай, если кто-то удив­ля­ет­ся, как это так полу­чи­лось, что стра­на США, отку­да нын­че появ­ля­ет­ся самое боль­шое коли­че­ство учё­ных, полу­чив­ших Нобе­лев­ку, не сде­ла­ла вак­ци­ну про­тив ковид­лы пер­вой.

При­чин тут мно­го. Вак­ци­ны, во-пер­вых, изго­тав­ли­ва­ют­ся част­ны­ми ком­па­ни­я­ми: Мёрк, Пфай­зер, и далее по алфа­ви­ту. Это не госу­дар­ствен­ные ком­па­нии. Центр по кон­тро­лю и про­фи­лак­ти­ке забо­ле­ва­ний США (CDC) не может ска­зать «ша, я за всё отве­чаю!» и при­ка­зать им что-то сде­лать, невзи­рая на послед­ствия.

Во-вто­рых, изго­тов­ле­ние лекар­ствен­ных средств в США забю­ро­кра­ти­зи­ро­ва­но — даль­ше ехать неку­да. Что­бы начать их про­да­вать, сна­ча­ла надо полу­чить одоб­ре­ние в управ­ле­нии по кон­тро­лю за про­дук­та­ми и лекар­ства­ми (FDA). Это очень доро­гое удо­воль­ствие, поэто­му с полу­про­ве­рен­ны­ми лекар­ства­ми туда не идут. И если на этом нель­зя сру­бить денег — тоже не идут. Имен­но по этой при­чине ваш покор­ный слу­га, при­ни­ма­ю­щий кло­ми­фен, вынуж­ден пла­тить за него из сво­е­го кар­ма­на, так как патент на кло­ми­фен уже дав­но истёк, и сру­бить на нём денег нере­аль­но, хотя эффект для муж­чин — вот он.

В‑третьих, кон­крет­но при­вив­ки забю­ро­кра­ти­зи­ро­ван­ны — ещё даль­ше. Вот, напри­мер, если ты вко­лол ребён­ку какую-то вак­ци­ну, а у ребён­ка слу­чи­лось что-то очень нехо­ро­шее, что делать? Ну, обыч­но идут в суд — вон, суд недав­но разул ком­па­нии, изго­тав­ли­ва­ю­щие опио­ид­ные боле­уто­ля­ю­щие, на очень вну­ши­тель­ную сум­му. Толь­ко в слу­чае с при­вив­кой в суд у тебя идти нет пра­ва. Как так? А вот так. Вер­хов­ный суд запре­тил идти в суд, даже если вак­ци­на дей­стви­тель­но нанес­ла кому-то вред. Суще­ству­ет спе­ци­аль­ный инсти­тут (в про­сто­ре­чии так и назы­ва­ю­щий­ся — суд по вак­ци­на­ции), зани­ма­ю­щий­ся кон­крет­но эти­ми веща­ми.

Поче­му так? А пото­му, что когда у наро­да нача­ли слу­чать­ся нехо­ро­шии реак­ции на вак­ци­на­цию (такое быва­ет), они дей­стви­тель­но пошли в суд. Тогда про­из­во­ди­те­ли при­ви­вок при­шли в феде­раль­ное пра­ви­тель­ство и ска­за­ли при­мер­но сле­ду­ю­щее:

–Наши отде­ле­ния, зани­ма­ю­щи­е­ся вак­ци­на­ми, и так не при­но­сят нам боль­шой доход. Мы зани­ма­ем­ся их изго­тов­ле­ни­ем боль­ше из чув­ства доб­рой воли, чем ради при­бы­ли. Мы ком­па­нии част­ные, при­ка­зать вы нам ниче­го не може­те, поэто­му если вы нас не защи­ти­те от этих исков, мы тупо пре­кра­тим изго­тав­ли­вать вак­ци­ны вооб­ще. Оно вам надо?

Феде­раль­ное пра­ви­тель­ство ска­за­ло, конеч­но, что не надо, поэто­му раз­ре­ше­ние кон­флик­тов с вак­ци­на­ци­я­ми было пере­не­се­но в совер­шен­но отдель­ное пра­во­вое поле. Поэто­му ситу­а­ция с вак­ци­на­ми у нас — вот такая вот непро­стая. И удив­лять­ся тут нече­му.

Ну, а рус­ские молод­цы, чо.