…и фапотьку

В Рос­сии сей­час ста­ла вполне нор­маль­ная сто­ма­то­ло­гия. Дела­ют всё, и имплан­ты, и челюст­ные опе­ра­ции, и всё про­чее. А вот об уровне совет­ской сто­ма­то­ло­гии у меня оста­лись толь­ко самые пар­ши­вые впе­чат­ле­ния. Все до еди­но­го зубы, закле­е­ные совет­ски­ми плом­ба­ми в обыч­ной зубо­вра­чеб­ной поли­кли­ни­ке «для всех», мне при­шлось лечить зано­во. И один из зубов я таки поте­рял. Толь­ко две сереб­ря­ные плом­бы сто­ят до сих пор — пото­му что их делал, по боль­шо­му бла­ту, и за хоро­шие день­ги дан­тист, рабо­та­ю­щий на дому, как я теперь пони­маю, под­поль­но. Вра­ча таки зва­ли Марк Соло­мо­но­вич, и он был Дан­ти­стом с боль­шой бук­вы. Я при­нёс ему ртут­ный гра­дус­ник, кото­рый мне дала мама; Марк Соло­мо­но­вич дол­го с ним кол­до­вал в отдель­ной ком­на­туш­ке, и потом поста­вил плом­бы из сереб­ра, кото­рые сто­ят до сих пор, а это десят­ки лет про­шли уже.

Спро­сил один раз у аме­ри­кан­ско­го дан­ти­ста про этот чудо-мате­ри­ал. Тот рас­ска­зал.

–У тебя сто­ят плом­бы из сереб­ря­ной амаль­га­мы. Для её изго­тов­ле­ния нуж­на ртуть. Сме­ши­ва­ет­ся поро­шок из сереб­ра, меди, и оло­ва. Добав­ля­ет­ся ртуть, тща­тель­ней­шим обра­зом раз­ме­ши­ва­ет­ся, и полу­ча­ет­ся мяг­кая пас­та, кото­рой запол­ня­ют высвер­лен­ное отвер­стие. Через 24 часа пол­но­стью отвер­де­ва­ет.
–И дол­го они будут сто­ять?
–Да. Они очень дол­го­веч­ные, почти как золо­то. Но меня, напри­мер, не учи­ли, как их делать, пото­му что есть более удоб­ные све­то­от­вер­жда­е­мые смо­лы и дру­гие мате­ри­а­лы плюс эти плом­бы некра­си­вы — они чёр­ные. Не на вся­кий зуб поста­вишь. Я знаю, что такие есть, и как их делать в общих чер­тах, но лич­но нико­гда не стал­ки­вал­ся. Мы такие не исполь­зо­ва­ли где-то с 1970х. Да и со рту­тью никто не хочет свя­зы­вать­ся — обра­ще­ние с нею оброс­ло таким коли­че­ством регу­ля­ций, что сам не рад будешь.
–А ртуть в плом­бе, тяжё­лый металл — это опас­но?
–Нет. Она в фор­ме амаль­га­мы, без­вред­ная.
–А золо­то?
–И золо­то не исполь­зу­ем уже. Хотя вооб­ще золо­то — это пре­крас­ный мате­ри­ал для зуб­ных про­те­зов, абсо­лют­но инерт­ный, и в то же вре­мя доста­точ­но мяг­кий. Мы бы исполь­зо­ва­ли, но есть кос­ме­ти­че­ские сооб­ра­же­ния, сам пони­ма­ешь. Если толь­ко спе­ци­аль­но, на заказ, и то не вся­кий дан­тист возь­мёт­ся их делать.

Так вот, про кос­ме­ти­че­ские и не очень сооб­ра­же­ния. Насколь­ко я пом­ню, в Сою­зе никто не зани­мал­ся исправ­ле­ни­ем непра­виль­но­го при­ку­са. Я вот лич­но не при­пом­ню ни одно­го чело­ве­ка с орто­дон­ти­че­ски­ми ско­ба­ми (бре­ке­та­ми) в Сою­зе. Так вот, у меня непра­виль­ный при­кус, и с воз­рас­том от это­го нача­ли про­яв­лять­ся нехо­ро­шие послед­ствия — ста­ли раз­ру­шать­ся перед­ние зубы. Дан­тист ска­зал, что надо делать корон­ки, но до это­го надо испра­вить при­кус, ина­че всё сно­ва зано­во раз­ва­лит­ся.

Так что сдал­ся орто­дон­там и вле­пи­ли мне эти самые ско­бы, чисто как под­рост­ку (исправ­лять при­кус луч­ше все­го в под­рост­ко­вые годы — зубы уже все вылез­ли, но кости челю­сти ещё не такие твёр­дые). Толь­ко не такие, ста­ро­ре­жим­ные:

А вот такие, неви­ди­мые элай­не­ры «Инви­за­лайн» из про­зрач­ной пласт­мас­сы:

Что я могу ска­зать? Вот уже неде­лю к ним при­вы­каю, и до кон­ца пока не при­вык. Любой при­ём пищи теперь — риту­ал. Элай­не­ры снял, пожрал, попил (со встав­лен­ны­ми элай­не­ра­ми мож­но пить толь­ко воду, чай/кофий/сок нель­зя). Потом тща­тель­но почи­стил про­ме­жут­ки меж­ду зуба­ми зуб­ной нитью, почи­стил зубы, почи­стил элай­не­ры, вста­вил их назад.

И выго­вор изме­нил­ся, блин. Теперь вме­сто «s» у меня выго­ва­ри­ва­ет­ся «f», а вме­сто «th» полу­ча­ет­ся «s». We muft, serefore, acquieffe in se nefeffity, which denounfef our feparation, and hold sem, af we hold se reft of mankind, Enemief in War, in Peace Friendf.

Глоз­ный Гень­ка-гене­ла­тол глу­бо глыз голох гол­стя­ми, в‑общем. Буду наде­ять­ся, что при­вык­ну.