Керосин и пропан

Проклятое потепление климата. Обычно в феврале-марте в Алабаме уже наступает вполне себе лето (по российским меркам). А щас фигушки, до сих пор весьма прохладно. Сурок таки оказался прав.

Обычно я бы затопил печку, но уже практически сжог все дрова, которые заготовил. Осталась какая-то фигня, которая к тому же ещё и намокла. А новые дрова пока не просохли.

Так что затопил свою керосинку. Хорошо горит!

Что я могу сказать по итогам использования данного аппарата?

1. Он не воняет керосином (самое большое моё опасение). Но! Заправлять его топливом, разжигать, тушить надо строго на улице. Только тогда оно не будет вонять. Запалил — подержал на природе минут пять, пока пламя не стабилизируется, потом уже приносишь внутрь. Пламя надо выставлять максимально большое, но без того, чтобы оно начало окрашиваться в жёлтый цвет. Строго голубое, как на картинке: тогда сгорание полное. Впрочем, мне запах керосина даже немного нравится — детство напоминает. Даже в 1980х годах электричество в сельских районах СССР было не очень надёжным, так что мы нередко освещались керосиновыми лампами, а бабушка готовила на трёхфитильной керосинке или на туристической пропановой плитке. Отсюда ещё один ностальгический запах — запах газа, смешанный с дымом от серников (спичек).
2. Керосин по весу в пересчёте на килокалории дешевле, чем пропан. Молекула длиннее, теплотворная способность выше. Особенно если сравнивать с пропаном в одноразовых баллонах на 16 унций (чуть меньше литра, если грубо). В них пропан дорогой очень получается. Выгоднее брать нормальный баллон на 20 фунтов (около 16 литров) и цеплять его специальным шлангом к обогревателю. Но это, конечно, сильно понижает портативность устройства и удобство использования.
3. Пропановые обогреватели при работе шипят-свистят. Хоть и негромко, но их слышно. Некоторые, впрочем, находят в этом определённый шарм — этот звук напоминает им о ночёвках в лесу. Но керосиновый фитильный обогреватель работает абсолютно бесшумно.
4. На нём можно что-нибудь попутно приготовить. Суп разогреть, например. Понятное дело, без фанатизма, но небольшие вещи вполне можно. На пропановом обогревателе особо не поготовишь.
5. Керосин хранить не страшно. Мне вот пропан держать дома как-то бздливо. Если случится утечка, то может бабахнуть так, что мало не покажется. Поэтому хранить его надо, формально, в хорошо вентилируемом шкафу на улице. А керосин не бабахает.

Это были плюсы. А теперь минусы:

1. Боится ветра и сквозняков. Излишнее движение воздуха быстро нарушает горение, огонь начинает “хлопать” и топливо сгорает не полностью. Это, правда, и для пропана справедливо, но пропан при неполном сгорании меньше воняет.
2. Недорогой керосин надо искать. То, что продаётся в магазинах стоит конских денег. На заправках, где есть керосин, он стоит примерно на 50% больше, чем бензин. Что примерно сравнимо с ценой на пропан. Но на заправках керосин часто продаётся подкрашенным. Подкрашенный керосин в фитильных приборах использовать нельзя — фитиль засирается. Так что надо искать неподкрашенный. Таких проблем с пропаном нет, его можно купить практически где угодно. На заправках и в обычных магазинах баллоны, правда, не заправляют, а меняют. Но это дороже. Поэтому выгоднее пропан заправлять, и лучшая цена на него обычно у дилеров автодомов (RV). Я заправляю в местном магазине для нас, селюков, системы Tractor Supply (очень люблю этот магазин, где ещё можно прийти и купить цыплят или запчасти для роторного кустореза?) Там тоже вменяемая цена. Но даже если заправлять, мы опять упрёмся в то, что использовать нормальный баллон с обычными портативными пропановыми обогревателями не очень удобно.
3. Заправлять его сложнее. С пропаном ты баллон отвинтил, новый прикрутил и вперёд. А тут изволь выйти на улицу, открыть бак, перелить в него топливо. Ручной перекачивающий насос, правда, сильно понижает остроту данной проблемы.
4. Чтобы его разжечь, потушить или заправить, надо выходить на улицу. Иначе таки будет вонять.

В-общем, для дома керосин мне кажется лучше, чем пропан. Пропан хорош для походной обстановки. И не в последнюю очередь тем, что если ты, не дай Гефест, прольёшь керосин себе в рюкзак, то будет как у Джерома К. Джерома:

“Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую неделю мы провели словно в керосиновой лавке. Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин. Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух. Дул то западно-керосиновый ветер, то восточно-керосиновый ветер, то северо-керосиновый ветер, то юго-керосиновый ветер; но приходил ли он с ледяных просторов Арктики или зарождался в знойных песках пустынь, он был одинаково насыщен благоуханием керосина.”