Сериальное

Боль­шое коли­че­ство совре­мен­ных сери­а­лов я как-то не очень. Кино­ис­кус­ство — это не антро­по­ло­ги­че­ский музей, в него не надо соби­рать образ­цы каж­дой осо­би. И не надо совать туда поли­ти­че­ские моти­вы, я кино смот­рю для того, что­бы отвлечь­ся, а не зани­мать­ся поли­ти­кой. Поли­ти­ки у нас и так уже выше кры­ши.

Поэто­му я с боль­шой любо­вью отно­шусь к сери­а­лам про про­шлое, напри­мер, про Англию или США нача­ла два­дца­то­го века (или даже чуть ранее). Отдель­но выде­лю созда­ния Джу­ли­а­на Фел­ло­уза. Джу­ли­ан Фел­ло­уз (барон Фел­ло­уз Уэст­стаф­форд­ский) — это ари­сто­крат, член англий­ской кон­сер­ва­тив­ной пар­тии, пэр Пала­ты Лор­дов, писа­тель, сце­на­рист.

Самым луч­шим, без­услов­но, явля­ет­ся Аббат­ство Даун­тон (Downton Abbey), за кото­рый он полу­чил пре­мию Эмми (совер­шен­но заслу­жен­но). Сери­ал про­ис­хо­дит в 1910–1920х годах, на излё­те тра­ди­ци­он­ной моде­ли англий­ской ари­сто­кра­тии, где вся зем­ля поде­ле­на на ширы, кото­рой управ­ля­ют знат­ные поме­щи­ки. Пока­за­на исто­рия жизнь семьи Кро­ули, их при­слу­ги, пока­за­но нача­ло тек­то­ни­че­ских сдви­гов в соци­аль­ной сфе­ре.

Кому-то пока­жет­ся сла­ща­во — какой глав­ный герой на пер­вый взгляд весь такой пра­виль­ный ари­сто­крат, и всё такое про­чее. Но нач­нёшь смот­реть сери­ал, и уви­дишь, что никто осо­бо изъ­я­ны не пря­чет, и про­бле­мы есть у всех. Из всех людей в сери­а­ле самый несво­бод­ный-то это как раз сам поме­щик. Он-то как раз по руки и по ноги свя­зан обя­за­тель­ства­ми: не он вла­де­ет этой зем­лёй, а она им. Да и соци­аль­ный кон­тракт тогда был дру­гой — бога­тые ари­сто­кра­ты во мно­гом счи­та­ли, что так как у них есть день­ги, то это их пря­мая обя­зан­ность — обес­пе­чи­вать рабо­той дру­гих.

К 1930м этот образ жиз­ни прак­ти­че­ски завер­шил­ся, оста­лись счи­тан­ные еди­ни­цы таких поме­щи­ков.

В‑общем, сери­ал нам очень нра­вит­ся, и где-то раз в год мы его от нача­ла до кон­ца пере­смат­ри­ва­ем. От него реаль­но полу­ча­ешь удо­воль­ствие, а не жела­ние немед­лен­но выклю­чить и запу­стить в экран чем-то тяжё­лым, как от гов­но­тво­ре­ний Шон­ды Раймс.

Кро­ме того, перу Фел­ло­уза при­над­ле­жат дру­гие сери­а­лы, кото­рые мы с удо­воль­стви­ем гля­де­ли.

Бел­гра­вия (Belgravia) — про фамиль­ные сек­ре­ты бога­тых семей, нарож­да­ю­щий­ся капи­та­лизм, интри­ги.
Док­тор Торн (Doctor Thorne) — тоже про поме­щи­ков, интри­ги и сек­ре­ты. Экра­ни­за­ция рома­на Энто­ни Трол­ло­па. Чем хорош Трол­лоп — вон, смот­ришь на како­го-то пер­со­на­жа, а он гов­но. Гов­но-гов­ном, но в опре­де­лён­ный момент он пово­ра­чи­ва­ет­ся дру­гой сто­ро­ной, и уви­дев кото­рую, ты это­го пер­со­на­жа если не про­ща­ешь, то начи­на­ешь луч­ше пони­мать.
Позо­ло­чен­ный век (Gilded Age, The) — вот толь­ко начал­ся его показ. Инте­ре­сен тем, что про­ис­хо­дит в нача­ле 1900 годов в Нью-Йор­ке. Основ­ная фабу­ла сери­а­ла в кон­флик­те людей со «ста­ры­ми день­га­ми» и «нуво­ри­шей». Ста­рые день­ги посте­пен­но ухо­дят со сце­ны, а на неё выхо­дят Ван­дер­биль­ты, Кар­не­ги, Рок­фел­ле­ры, и про­чие. И оба клас­са друг дру­га нена­ви­дят: одни счи­та­ют дру­гих выскоч­ка­ми, а дру­гие дума­ют, что выпенд­ри­вать­ся тем, что твои пред­ки при­е­ха­ли чуть ли не на «Мей­флау­э­ре», осо­бо нече­го.

Но не Фел­ло­узом еди­ным.

Неплох сери­ал «Пара­диз» (Paradise, The, поче­му-то по-рус­ски назы­ва­ет­ся «Дам­ское сча­стье», непо­нят­но, поче­му). Про про­стую девуш­ку, наняв­шу­ю­ся на рабо­ту в мага­зин доро­гой одеж­ды. Про­ис­хо­дит в 1870е годы, экра­ни­за­ция Эми­ля Золя. Хоро­ший.
Дик­кен­сов­щи­на (Dickensian) — по про­из­ве­де­ни­ям вели­ко­го писа­те­ля. Слиш­ком сла­ща­вый, нам не очень зашёл.

В‑общем, если хоти­те отвлечь­ся от совре­мен­но­сти с её коро­на­ви­ру­са­ми, про­те­ста­ми, погро­ма­ми и про­чим хре­но­та­ри­ем и отпра­вить­ся в мир, при­мер­но в кото­ром жил Шер­лок Холмс — реко­мен­дую.