Transanniversary

Сего­дня ров­но пять меся­цев, как я на эст­ро­гене вме­сто это­го ваше­го тесто­сте­ро­на. Но зай­ти хочет­ся немно­го изда­ле­ка — и начать, как водит­ся, с Гит­ле­ра.

На мой взгляд, Англия внес­ла один из клю­че­вых вкла­дов в побе­ду над сбе­сив­шим­ся дик­та­то­ром, поку­сав­шим пол-Евро­пы. Имен­но Англия про­шла всю Вто­рую миро­вую вой­ну в Евро­пе, как гово­рит­ся, «от звон­ка до звон­ка» — с 1 сен­тяб­ря 1939 года по 8 мая 1945-го.

Огром­ную роль в побе­де над наци­ста­ми сыг­ра­ли англий­ские мате­ма­ти­ки и крип­то­гра­фы, сумев­шие взло­мать немец­кий шифр «Эниг­ма», бла­го­да­ря чему союз­ни­ки полу­чи­ли воз­мож­ность читать радио­грам­мы Вер­мах­та. Разу­ме­ет­ся, это была не един­ствен­ная состав­ля­ю­щая побе­ды — была и аген­тур­ная рабо­та, и про­мыш­лен­ность, и фронт. Но речь сей­час не об этом.

Одним из мате­ма­ти­ков, вовле­чён­ных в про­ект по взло­му немец­кой крип­то­гра­фии, был Алан Тью­ринг — да-да, тот самый. Чья маши­на Тью­рин­га лежит в осно­ве совре­мен­ных ком­пью­те­ров. Чей тест Тью­рин­га совре­мен­ные систе­мы ИИ научи­лись успеш­но про­хо­дить. И чьим име­нем назва­на одна из самых пре­стиж­ных пре­мий в обла­сти инфор­ма­ти­ки.

На беду Ала­на Тью­рин­га, он был геем.
А Англия сере­ди­ны XX века, увы, смот­ре­ла на ЛГБТК+ исклю­чи­тель­но косо.

В 1952 году Алан Тью­ринг был при­знан винов­ным по обви­не­нию в «гру­бой непри­стой­но­сти» в соот­вет­ствии с поправ­кой Лабу­ше­ра, рас­ши­рив­шей пол­но­мо­чия судов по пре­сле­до­ва­нию гомо­сек­су­аль­ных муж­чин. Суд предо­ста­вил ему выбор: тюрем­ное заклю­че­ние — или так назы­ва­е­мую «хими­че­скую кастра­цию», при­зван­ную пода­вить либи­до. Учё­ный выбрал вто­рое.

Хими­че­ская кастра­ция образ­ца 1950‑х годов — это тера­пия диэтил­стиль­бэст­ро­лом, пер­вым в мире син­те­ти­че­ским эст­ро­ге­ном.
Про­ще гово­ря, Тью­рин­га насиль­но под­верг­ли феми­ни­зи­ру­ю­щей гор­мо­наль­ной тера­пии.

Эта тера­пия при­ве­ла к цело­му набо­ру эффек­тов: подав­ле­нию либи­до, изме­не­ни­ям веса, эмо­ци­о­наль­но­го фона и — что осо­бен­но тяже­ло пере­жи­ва­лось самим Тью­рин­гом — росту гру­ди. Он назы­вал это “a grotesque development”. Всё это вызва­ло тяжё­лый пси­хо­ло­ги­че­ский стресс: депрес­сию, соци­аль­ную изо­ля­цию, чув­ство уни­же­ния. Всё вме­сте, по совре­мен­ным пред­став­ле­ни­ям, мож­но опи­сать как ген­дер­ную дис­фо­рию — в осо­бо тяжё­лой, навя­зан­ной фор­ме.

В 1954 году Алан Тью­ринг умер от отрав­ле­ния циа­ни­дом; офи­ци­аль­но его смерть счи­та­ет­ся само­убий­ством.

Да, Тью­ринг был геем.
Но он не был транс­ген­де­ром.
Он не хотел быть жен­щи­ной — он хотел быть муж­чи­ной, кото­рый любит муж­чин.

Един­ствен­ный спо­соб по-насто­я­ще­му ощу­тить ген­дер­ную дис­фо­рию чело­ве­ку, кото­рый нико­гда её не испы­ты­вал, — это начать жить в навя­зан­ной ген­дер­ной роли: носить «чужую» одеж­ду, исполь­зо­вать чужое имя, пере­ни­мать мане­ры, внеш­ний вид, соци­аль­ные ожи­да­ния — и посмот­реть, что вы при этом почув­ству­е­те.
Если вы не транс — это будет силь­ней­ший стресс, ощу­ще­ние дис­ком­фор­та и уни­же­ния. И при дли­тель­ном наси­лии над собой послед­ствия могут быть ката­стро­фи­че­ски­ми — как у Ала­на Тью­рин­га.

Ну а если вы по рож­де­нию маль­чик (AMAB), но в жен­ской одеж­де вам хоро­шо; если вам нра­вят­ся изме­не­ния кожи, появ­ле­ние бёдер и гру­ди, исчез­но­ве­ние посто­ян­но­го тесто­сте­ро­но­во­го шума, изме­не­ния в пси­хи­ке и теле — что ж.

Доб­ро пожа­ло­вать в клуб, маде­му­а­зель.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *