Очень странное я посмотрел кино. Какая-то концовка очень неясная — вроде хэппи-энд, а в то же время как-то непонятно ничего.
У наших еврейских друзей есть, как я считаю, очень хороший ритуал — бар мицва / бат мицва. Для мальчиков — бар мицва, бат мицва — для девочек. Проводится она по достижению ребёнком 13-летнего возраста, и изначально служила практически посвящением во взрослые люди — так, мальчик, прошедший бар мицву, мог отныне выступать свидетелем в суде, например. Одновременно на него накладывались новые обязательства (куда же без них, если по Галахе).
Похожие ритуалы есть и в других культурах — в США и Канаде это “суит сикстин” (sweet sixteen), по достижению 16 лет, а у наших гишпанских друзей есть “кинсеаньера” (quinceañera), но последняя, правда, только для девочек, которым исполняется 15 лет. “Суит сикстин”, конечно, тоже больше для девочек, но мальчики тоже оттопыриваются. Заодно в большинстве штатов молодым людям, достигшим 16 лет, выдают права на управление автомобилем (за исключением штата Нью-Джерси, там с 17), так что есть ещё и дополнительная традиция — на день рождения ехать в местное ГАИ и сдавать на права.
Но я отвлёкся, рассказать я хотел о фильме.
В еврейской семье Зангманов выросла трансгендерная девочка, и на своё 13-летие она захотела не бар, а бат мицву. Но законы иудаизма весьма консервативны, и такого не позволяли, так что в результате никакой мицвы не получилось, ни бат, ни бар.
Позврослев, уже успешной женщиной она возвращается домой, и хочет, всё же, пройти этот ритуал. Долго мыкается, разговаривая с самыми разными раввинами, которые все, как один, либо отказываются напрочь (иудаизм — консервативен), либо с ними возникают какие-то другие сложности.
Заканчивается все тем, что Муми (так зовут главную героиню) едет к каким-то евреям-мистикам-отшельникам в пустыню, и проводит эту самую транс мицву — выглядя как женщина, она, например, надевает тфилин — который, насколько мне известно, могут надевать только мужчины (могу ошибаться, не специалист).
Вот такое вот кино.
Учитвая, что кино на гишпанском, и смотреть надо с субтритрами… можно, в-общем, не смотреть. Хотя снято, надо сказать, очень красиво — свет, фактура, планы. И развитие характеров тоже есть. В целом, если бы сделать нормальную концовку, и убрать вот это мыкание по раввинам и искание своей правды, могло бы смотреться нормально и динамично. Ну и что, что раввины не соглашались? Тебе шашечки или ехать? У меня не возникло ни на минуту какого-то ощущения, что для главных героев прямо очень как-то сильно важен иудаизм и еврейская идентичность. Они в фильме даже ни разу не помолились толком. Ну, а если не важен, чего ты тут кочевряжишься? Сделай косплей бат/бар мицвы, и вперёд.
Пенелопи Герреро, исполнительница главной роли.