х/ф Трансмицва (2024)

Очень стран­ное я посмот­рел кино. Какая-то кон­цов­ка очень неяс­ная — вро­де хэп­пи-энд, а в то же вре­мя как-то непо­нят­но ниче­го.

У наших еврей­ских дру­зей есть, как я счи­таю, очень хоро­ший риту­ал — бар миц­ва / бат миц­ва. Для маль­чи­ков — бар миц­ва, бат миц­ва — для дево­чек. Про­во­дит­ся она по дости­же­нию ребён­ком 13-лет­не­го воз­рас­та, и изна­чаль­но слу­жи­ла прак­ти­че­ски посвя­ще­ни­ем во взрос­лые люди — так, маль­чик, про­шед­ший бар мицву, мог отныне высту­пать сви­де­те­лем в суде, напри­мер. Одно­вре­мен­но на него накла­ды­ва­лись новые обя­за­тель­ства (куда же без них, если по Гала­хе).

Похо­жие риту­а­лы есть и в дру­гих куль­ту­рах — в США и Кана­де это «суит сикс­тин» (sweet sixteen), по дости­же­нию 16 лет, а у наших гишпан­ских дру­зей есть «кин­се­а­нье­ра» (quinceañera), но послед­няя, прав­да, толь­ко для дево­чек, кото­рым испол­ня­ет­ся 15 лет. «Суит сикс­тин», конеч­но, тоже боль­ше для дево­чек, но маль­чи­ки тоже отто­пы­ри­ва­ют­ся. Заод­но в боль­шин­стве шта­тов моло­дым людям, достиг­шим 16 лет, выда­ют пра­ва на управ­ле­ние авто­мо­би­лем (за исклю­че­ни­ем шта­та Нью-Джер­си, там с 17), так что есть ещё и допол­ни­тель­ная тра­ди­ция — на день рож­де­ния ехать в мест­ное ГАИ и сда­вать на пра­ва.

Но я отвлёк­ся, рас­ска­зать я хотел о филь­ме.

В еврей­ской семье Занг­ма­нов вырос­ла транс­ген­дер­ная девоч­ка, и на своё 13-летие она захо­те­ла не бар, а бат мицву. Но зако­ны иуда­из­ма весь­ма кон­сер­ва­тив­ны, и тако­го не поз­во­ля­ли, так что в резуль­та­те ника­кой миц­вы не полу­чи­лось, ни бат, ни бар.

Позв­ро­с­лев, уже успеш­ной жен­щи­ной она воз­вра­ща­ет­ся домой, и хочет, всё же, прой­ти этот риту­ал. Дол­го мыка­ет­ся, раз­го­ва­ри­вая с самы­ми раз­ны­ми рав­ви­на­ми, кото­рые все, как один, либо отка­зы­ва­ют­ся напрочь (иуда­изм — кон­сер­ва­ти­вен), либо с ними воз­ни­ка­ют какие-то дру­гие слож­но­сти.

Закан­чи­ва­ет­ся все тем, что Муми (так зовут глав­ную геро­и­ню) едет к каким-то евре­ям-мисти­кам-отшель­ни­кам в пусты­ню, и про­во­дит эту самую транс мицву — выгля­дя как жен­щи­на, она, напри­мер, наде­ва­ет тфи­лин — кото­рый, насколь­ко мне извест­но, могут наде­вать толь­ко муж­чи­ны (могу оши­бать­ся, не спе­ци­а­лист).

Вот такое вот кино.

Учит­вая, что кино на гишпан­ском, и смот­реть надо с суб­т­ри­тра­ми… мож­но, в‑общем, не смот­реть. Хотя сня­то, надо ска­зать, очень кра­си­во — свет, фак­ту­ра, пла­ны. И раз­ви­тие харак­те­ров тоже есть. В целом, если бы сде­лать нор­маль­ную кон­цов­ку, и убрать вот это мыка­ние по рав­ви­нам и иска­ние сво­ей прав­ды, мог­ло бы смот­реть­ся нор­маль­но и дина­мич­но. Ну и что, что рав­ви­ны не согла­ша­лись? Тебе шашеч­ки или ехать? У меня не воз­ник­ло ни на мину­ту како­го-то ощу­ще­ния, что для глав­ных геро­ев пря­мо очень как-то силь­но важен иуда­изм и еврей­ская иден­тич­ность. Они в филь­ме даже ни разу не помо­ли­лись тол­ком. Ну, а если не важен, чего ты тут кочев­ря­жишь­ся? Сде­лай кос­плей бат/бар миц­вы, и впе­рёд.

Пене­ло­пи Гер­ре­ро, испол­ни­тель­ни­ца глав­ной роли.