Плата за страх

Помнится, в далёком детстве прочитал я эту повесть Жоржа Арно, и запала она мне в душу. Вкратце, она про то, как в Гватемале, в одной из нищих деревенек, где, помимо местных индейцев, живёт пёстрая группа белых самого разного происхождения, происходит пожар на одной из нефтяных скважин американской компании. Единственным способом потушить огромный пожар является перекрывание источника нефти взрывом, только вот единственная взрывчатка в наличии больно капризная — нитроглицерин, который может взорваться просто от сильного толчка. Американская нефтяная компания предлагает крупную сумму денег тому, кто возьмётся доставить нитроглицерин на скважину…

В оригинале большая часть повести посвящена тому, насколько отчаявшиеся белые собрались в этой деревеньке. Повесть была опубликована в 1950 году, и Вторая Мировая по историческим меркам была только пять минут назад. Так что среди белых, как положено, есть всякий сброд — вчерашние власовцы, бывшие преступники, и так далее. Работы в деревеньке нет практически никакой, и ни у кого нет даже денег, чтобы уехать. Так что люди реально отчаялись и были готовы на всё — в том числе возить по колдобинам нитроглицерин.

Надо сказать, что Арно писал свою книгу практически с натуры. Растратив наследство, в 1947 году он уезжает в Южную Америку, где работал кем попало, и встречал самых разных людей — именно что бывших власовцев, нацистов-участников организации “ОДЕССА”, коллаборантов, и прочих беглых преступников.

У повести было несколько экранизаций. Поглядел пока две из них.

Эталоном является французский фильм 1953 года с Ивом Монтаном.

Он сделан очень близко к тексту, и замечательно снят, в лучших триллерных традициях, со всё нарастающим напряжением. И конец в нём тоже… по книге. В США фильм сочли антиамериканским (ибо главным антигероем является американская нефтяная компания), и подвергли бессовестной цензуре (в 1950е вообще нигде особо не церемонились, это вам не сейчас). Отсмотрел сначала эту киноработу. Отличный фильм, но начало (по современным меркам, опять же) немного затянутое. В 1996 году вышла колоризированная версия фильма (надо будет найти).

Американцы в ответ сделали аж три фильма по книге, некоторые — с очень сильными отступлениями от изначального текста.

“Жестокая дорога” (Violent Road) 1958 года — где граждане везут по опасной горной дороге капризные компоненты ракетного топлива — гептил, азотную кислоту, и концентрированную перекись водорода. Надо это было сделать потому, что компания-государственный контрактор-ракетчик была вынуждена перевезти в другое место ракетный завод за три дня — или потерять государственный контракт. Не смотрел пока.

“Колдун” (Sorcerer) 1977 года — наиболее близкий из американских римейков к французскому фильму 1953 года. Вместо нитроглицерина они везут старый динамит. Динамит, если кто не знает, это смесь нитроглицерина и поглотителя — опилок, песка. С голым нитроглицерином работать сложно, уж больно он капризный, а если он в виде динамита, то нормально. Можно даже с сахаром смешать. При длительном хранении нитроглицерин из динамита начинает “выпотевать”, и взрывчатка становится очень нестабильной. Не смотрел, но обязательно буду, пишут, что очень хороший.

“Ледяная Дорога” (Ice Road, The) 2021 года — фильм с Нисоном и Фишбёрном. Фильм вообще не про то, и практически не по книге. Водителю необходимо доставить взрывчатку для того, чтобы спасти шахтёров в заваленной алмазной шахте. Шахта находится в Канаде, и грузовик надо провести по тонкому льду замерзших озёр. Помимо сложнейшего маршрута, конфликт в фильме ещё в том, что среди группы водителей есть предатель, который пытается замести следы и увести компанию-владельца шахты от ответственности за трагедию с шахтёрами. Ещё не смотрел, но настолько сильное отступление от оригинала меня как-то настораживает. Фильм в прокате больших денег не собрал.

И ещё есть свежий (2024) французский фильм режиссёра Жулье Леклёра, который так и называется — “Плата за страх” (Le salaire de la peur/Wages of Fear, The). Действие в нём перенесено куда-то в Африку (фильм снимали в Морокко), раздираемую межплеменными войнами. Чтобы добавить драматизьму, режиссёр решил, что если скважину не потушить, она взорвётся, и вынесет с собой крупное местное поселение. А чтобы ещё добавить драматизьму, главный герой едет не за деньги, а за совесть — чтобы вызволить родного брата из тюряги. Если честно, то фильм барахло. В одном моменте по грузовику, нагруженному нитроглицерином, практически в упор херачат из пулемёта, и… ничего не происходит. В-общем, я вторую половину фильма досмотрел на скорости 1.75. Ничего не потеряете, если не посмотрите.