Про пшеницу и рис

Забав­но, что пше­ни­ца, ока­зы­ва­ет­ся, даёт в сред­нем мень­ше ста зёрен с одно­го рас­те­ния. Даже совре­мен­ные гибри­ды и ген­но-моди­фи­ци­ро­ван­ные сор­та. Поэто­му уро­жай­ность пше­ни­цы по пла­не­те в сред­нем дер­жит­ся в рай­оне 3–4 тонн с гек­та­ра. Самые высо­кие резуль­та­ты пока­зы­ва­ют неко­то­рые реги­о­ны Запад­ной Евро­пы — Ирлан­дия, Вели­ко­бри­та­ния, Нидер­лан­ды — там уда­ёт­ся полу­чить 6–8 тонн с гек­та­ра.

А вот рис — это, пря­мо ска­жем, супер-куль­ту­ра. Одно рас­те­ние (то есть всё, что вырос­ло из одно­го зер­на, пусть и с несколь­ки­ми стеб­ля­ми) может дать до двух тысяч зёрен. Поэто­му сред­няя миро­вая уро­жай­ность риса состав­ля­ет уже 4–6 тонн с гек­та­ра, а луч­шие реги­о­ны — Япо­ния, Вьет­нам — ста­биль­но выхо­дят на 8–10 тонн. И это — с одно­го уро­жая. Во Вьет­на­ме порой сни­ма­ют три уро­жая в год, полу­чая таким обра­зом до 30 тонн риса с гек­та­ра. Пше­ни­ца отды­ха­ет и толь­ко курит в углу.

Но у риса тоже есть своя беда: он тре­бо­ва­те­лен к тру­ду и кли­ма­ту. Ска­жешь «посад­ка риса» — и мозг тут же рису­ет япон­ских кре­стьян, сто­я­щих раком по коле­но в воде и под жар­ким япон­ским сол­ныш­ком вруч­ную выса­жи­ва­ю­щих рас­са­ду. Кста­ти, воду исполь­зу­ют не толь­ко пото­му, что рис обо­жа­ет вла­гу (хотя и это тоже прав­да), а в первую оче­редь что­бы пода­вить сор­ня­ки — в затоп­лен­ных полях они почти не рас­тут, а рис — вполне себе да. Посто­ян­ная ирри­га­ция, тяжё­лый труд, и доволь­но жёст­кие тре­бо­ва­ния к кли­ма­ту (ска­жем, в США рис рас­тёт толь­ко у нас, на Юге) огра­ни­чи­ли его рас­про­стра­не­ние за пре­де­ла­ми Юго-Восточ­ной Азии. В США основ­ные рисо­вые пло­ща­ди — это, вне­зап­но, штат Аркан­зас. Кто бы мог поду­мать о нём как о «рисо­вой кор­зине» стра­ны. В Ала­ба­ме рис тоже будет рас­ти, но у нас лап­ки мест­ность слиш­ком хол­ми­стая — а рису для ирри­га­ции нуж­на поверх­ность ров­ная, как стол.

Зато пше­ни­ца рас­тёт там, где не рас­тёт ров­ным счё­том них­ре­на. Хоть в Север­ной Дако­те, хоть в бес­ко­неч­ных полях Сас­ка­че­ва­на. Выса­дишь там рис — и полу­чишь голь­ный шЫш, а не уро­жай; а пше­ни­ца — коло­сит­ся себе.